Главная » 2018 » Январь » 19 » Роснефть намерена стать глобальной энергокомпанией
11:53
Роснефть намерена стать глобальной энергокомпанией
РБК daily удалось ознакомиться со стратегией развития «Роснефти», которую компания обещает обнародовать второй год. Согласно документу к 2030 году «Роснефть» должна превратиться в глобальную энергокомпанию, обеспечивающую высокие доходы акционерам. За это время она планирует найти четыре-пять стратегических зарубежных партнеров, войти в крупные между­народные проекты и удвоить капитализацию. Для этого в «Роснефти» будет внедрена новая модель управления, а инвестиции в ближайшие десять лет составят более 120 млрд долл.
Еще в прошлом году «Роснефть» обещала опубликовать новую стратегию развития до 2030 года, но так и не сделала этого. Источник РБК daily, близкий к компании, утверждает, что стратегия готова на 90% и ее часть уже прошла рассмотрение в совете директоров. На вопрос, почему ее до сих пор не приняли, собеседник ответил: «Компания очень активно развивается, и программу приходится постоянно дополнять». Какие были внесены изменения в стратегию, он не стал пояснять (презентация, с которой удалось ознакомиться РБК daily, была создана в прошлом году). Официально в «Роснефти» от комментариев отказались.
«Роснефть» несколько лет не может принять новую стратегию. Сначала экс-глава компании Сергей Богданчиков говорил, что документ будет принят в 2009 году, затем срок был перенесен на 2010 год. Нынешний президент компании Эдуард Худайнатов обещал, что это будет сделано в 2011 году. «В первом квартале закончим, утвердим на совете директоров и озвучим», — говорил он.
Главная задача новой стратегии — сделать из «Роснефти» глобальную энергетическую компанию, которая будет обеспечивать устойчиво высокие доходы акционерам за счет роста, повышения эффективности и инноваций. Сейчас компания является лидером по росту добычи, но не обеспечивает стабильно высоких доходов акционерам, признает «Роснефть» в презентации. Однако в ней ничего не сказано о том, на какой размер дивидендов смогут рассчитывать акционеры. Зато стоит стратегическая цель — в капитализации достичь уровня лидеров мирового энергорынка. Так, новая «Роснефть» будет стоить более 200 млрд долл. Капитализация компании на 23 марта составляла около 76 млрд долл.
По итогам прошлого года в рейтинге мировой рыночной капитализации, составленном PFC Energy, «Роснефть» занимала 17-ю строчку (74,7 млрд долл.). Самой дорогой компанией остается ExxonMobil (406 млрд долл.), за ней идут PetroChina (276,6 млрд долл.), Shell (234,6 млрд долл.). Для того чтобы догнать Chevron (четвертое место, капитализация 211,9 млрд долл.), «Рос­нефти» нужно по­стараться опередить таких крупных игроков, как, например, Petrobras (156,3 млрд долл.), BP (135,5 млрд долл.), «Газпром» (122,6 млрд долл.), Total (121 млрд долл.) и Sinopec (97,4 млрд долл.).
Заявленный уровень капитализации не является недостижимой целью с учетом первоклассной ресурсной базы «Роснефти», считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Но во многом это будет зависеть не от эффективности менеджмента компании, а от аппетитов государства в сфере налогообложения и регулирования отрасли, модификации налогового ре­жима для новых месторождений и, в целом, инвестиционного климата в стране, добавляет он. Но тогда и дивидендная доходность по акциям «Роснефти» должна быть по меньшей мере на уровне между­народных нефтегазовых компаний — 3—5% (сейчас 1,3%). «Компания должна еще дополнительно рассмотреть программу выкупа своих акций с рынка, что соответствует лучшей международной практике по распределению доходов среди акционеров. Эти шаги могут существенно улучшить инвестиционную привлекательность акций «Рос­нефти», — говорит эксперт.
Помимо этого стратегия «Роснефти» выделяет четыре приоритетных направления — это внедрение новой модели управления компании, стабиль­ный и рентабельный рост добычи нефти и газа, модернизация нефтепереработки и развитие нефтехимии, повышение эффективности реализации нефти и нефтепродуктов. Успешная работа по этим направлениям создаст для компании 70 млрд долл. дополнительной стоимости и приведет к диверсификации портфеля бизнеса.
Для достижения поставленных задач «Роснефть» намерена инвестировать 70 млрд долл. до 2015 года и 54 млрд долл. на период 2016—2020 годов. К 2020 году рост добычи должен составить 170—180 млн т н.э. (из них 25% придется на добычу газа), а к 2030-му — до 200 млн т н.э. Увеличение производ­ства газа произойдет в том числе за счет приобретения газовых активов за рубежом, прежде всего на азиатских рынках. Сейчас доля газа в общей добыче углеводородов составляет 10%. Российские НПЗ «Роснефти» будут модернизиро­ваны (7,3 млрд долл. с 2011 по 2015 год), что позволит увеличить их стоимость на 21 млрд долл.
Компания уже давно заявляла о планах продать свои непрофильные активы (строительный бизнес, Всероссийский банк развития регионов, оздоровительные комплексы и транспорт общего назначения). По подсчетам «Роснефти», это принесет ей 2 млрд долл., еще 1—3 млрд долл. — продажа низкоэффективных активов в основных видах бизнеса. От нефтесервисного бизнеса компания отказываться не будет. Планируется, что эти активы будут консолидированы с привлечением стратегического партнера для докапитализации.
Международная экспансия в секторе downstream будет избирательной, уточняют в компании. Что касается зарубежного партнерства, то «Роснефть» планирует ограничиться максимум четырьмя-пятью компаниями. В результате она рассчитывает стать к 2020 году оператором двух-трех крупных проектов за рубежом. В прошлом году госкомпания объявила о партнерстве с ExxonMobil.
Среди других крупных потенциальных партнеров в презентации указаны Shell, Total, Chevron, CNPC, BP.
Между тем менеджмент считает, что «Роснефти» необходима новая модель управления. Сейчас она централизованна — с единственным центром принятия решений. Стратегия предполагает создание семи классических бизнесов, ответ­ственных за экономический результат.
По словам г-на Крюкова, сейчас жестко централизованная система управления «Роснефти» является крайне неэффективной, поэтому необходимо больше полномочий передавать в ключевые управления по сегментам бизнеса, но излишняя сегментация структуры управления также чревата не менее серьезными перекосами. «Не думаю, что предложенная новая бизнес-модель «Роснефти» может быть в полной мере реализована на практике в российских реалиях», — говорит он.
Просмотров: 392 | Добавил: excherving1989 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0