Вопросы энергосбережения обсуждались на встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с заместителем председателя правительства Сергеем Ивановым и генеральным директором Всероссийского электротехнического института Юрием Коваленко.
Сергей Иванов рассказал премьеру, что на прошлой неделе в Петербурге на базе предприятия «Светлана» прошло очередное заседание Совета главных и генеральных конструкторов по основным направлениям высокотехнологичных секторов экономики, где обсуждались вопросы развития и внедрения энергоэффективных технологий. По энергозатратности ВВП Россия уступает в 2,5 раза среднемировому уровню и в 3,5 раза высокоразвитым европейским странам, а также Японии, Соединенным Штатам Америки. Очень много теряется тепла при обогреве жилых домов. По этому показателю в РФ в три раза больше тратится электроэнергии даже по сравнению с нашими соседями - скандинавскими странами, Финляндией, которая расположена в точно таком же климатическом поясе. "В ходе обсуждения мы рассмотрели целый ряд проектов, связанных собственно с энергетикой, с транспортом (железнодорожный, метро), который у нас потребляет очень много энергии и далеко не всегда эффективно, а также, конечно же, в жилищно-коммунальной сфере, которая у нас очень много, неэффективно потребляет и электроэнергии, и, прямо скажем, денежных средств", - рассказал Сергей Иванов. Затем слово взял генеральный директор Всероссийского электротехнического института Юрий Коваленко. Он рассказал премьеру о конкретных проектах и о том, что состояние энергетического хозяйства, с точки зрения затрат на единицу ВВП, оставляет желать лучшего. И основные потери сосредоточены, если говорить про электроэнергию, не только и не столько в генерации, потому что в части генерирования мощности есть соответствующие разработки, пусть они и недостаточно внедрены. Но основные потери сосредоточены при транспорте электроэнергии, потреблении электроэнергии, прежде всего, в промышленности, ввиду отсутствия частотного регулирования электропривода, и в жилищном хозяйстве, и в части освещения. По словам Коваленко, в Российской Федерации, прежде всего, с точки зрения транспорта электроэнергии, разработаны технологии с использованием опыта лучших мировых фирм по управлению линиями передач, линиями постоянного тока. В Советском Союзе впервые в мире были построены линии электропередач 1150 киловольт, линия постоянного тока плюс-минус 750 киловольт. Сейчас они уже не в Российской Федерации. Но они и сегодня эксплуатируются не на полную мощность, не на полное напряжение. И вот эти лучшие разработки теперь переняли другие страны - прежде всего, Китай. Построили многовольтные линии, именно используя лучший опыт, который был в Советском Союзе, в России. Несмотря на то, что генеральная схема размещения предусматривает строительство таких линий, они пока не реализованы. Опытные образцы необходимого оборудования имеются: элегазовое оборудование, трансформатор, коммутационная аппаратура, соответствующие преобразовательные техники, шунтирующие реакторы, тиристорные компенсаторы. По словам Юрия Коваленко, до 15% потерь электрической энергии можно, применяя эти технологии, вернуть в нормальную эксплуатацию. "Электропривод - там более 50% потерь. И соответственно существуют разработки, прежде всего, частотно-регулируемых приводов, новых электрических двигателей, которые позволяют решать эту проблему, прежде всего, в промышленности. Но, к сожалению, эти разработки тоже не востребованы нашим, в основном, частным сектором промышленности. И не вполне готовы производственные мощности для выпуска", - сказал Коваленко. "Вот, скажем, пример по линиям электропередач. Разработки нашего института - коммутационное оборудование или газовое, которое имеет намного меньше металлоемкости. Мы вынуждены по контрактам работать с Китаем, и они выпускают эту продукцию. Они нам заказывают эту разработку, мы ее осуществляем, они ее реализуют и выпускают, в том числе, трансформаторное оборудование", - рассказал Юрий Коваленко. На Совете главных конструкторов была высказана мысль, что России совсем не обязательно идти по пути, который сейчас достаточно хорошо развит. Это применение новых люминесцентных светильников. Можно "перескочить" через эту ступень и выйти сразу на уровень полупроводниковых осветительных приборов. Это позволит существенно, в 5-7 раз, снизить потребление электроэнергии на освещение. По оценкам специалистов, можно примерно говорить об экономии в год порядка 370 млрд киловатт часов или 750 млрд рублей. Окупаемость таких проектов - примерно 2-3 года. По словам Коваленко, со стороны генерирующих компаний есть заинтересованность: "В моем институте было руководство Межрегиональной сетевой компании - Николай Швец. Он высказал заинтересованность, прежде всего, в диагностическом оборудовании, которое у нас есть и разработано, в новом элегазовом оборудовании, которое мы вместе с Китаем разработали и выпускаем - с тем, чтобы реализовать производство этих разработок здесь, в России. И он готов инвестировать соответствующие средства". Сергей Иванов подчеркнул, что проекты должны носить межотраслевой характер, а не узковедомственный, они должны соответствовать мировому уровню или даже превосходить его по технологиям: "Обязательно иметь высокую стадию готовности к внедрению, то есть не какие-то фундаментальные исследования - а вот уже есть продукт, есть образец, который можно эффективно экономически внедрять". "На Совете в Петербурге все единогласно договорились о том, что нужны и экономические меры. Мы их так условно назвали - «экономический кнут и пряник». «Пряник» связан с какими-то тарифными льготами для тех, кто внедряет энергоэффективные технологии в производстве, в ЖКХ. А «кнут» - это, соответственно, для тех, кто не внедряет уже имеющийся продукт на рынке. Они просто будут платить более высокую цену за использование низкоэффективных технологий", - сказал вице-премьер. По его словам, неожиданно выяснился еще один достаточно эффективный способ энергосбережения - ГЛОНАСС. В трех управлениях внутренних дел Москвы на все машины милиции - это и патрульно-постовая служба, ГИБДД, вневедомственная охрана - установили приборы ГЛОНАСС. "Конечно, раскрываемость преступности в этих УВД по горячим следам стала гораздо лучше. Помимо того, руководство РУВД и ГУВД Москвы, прямо Вам скажу, лучше контролирует служебную деятельность своих же подчиненных - видят, где находятся эти машины и чем они занимаются. Сразу же, по докладам милицейского руководства, затраты на обеспечение горюче-смазочными материалами этих машин резко снизились", - сообщил Иванов. Владимир Путин прокомментировал: "К девчонкам теперь ездят на автобусе, а не на служебных машинах". "Да. - ответил Иванов. - И на рынки не заезжают. Они несут службу там, где они должны нести службу".
|