До 1 сентября Минрегионразвития и Минэнерго подготовят проекты нормативных актов, позволяющие регионам и муниципалитетам получать в управление объекты энергоснабжения, находящиеся в кризисной ситуации.
Основания для действий властей должны быть максимально четко прописаны, говорят аналитики. В противном случае новые нормы откроют очередной путь для злоупотреблений и могут быть использованы как инструмент в хозяйственных спорах, пишет РБК daily. Минрегионразвития и Минэнерго к 1 сентября подготовят проекты нормативных актов, позволяющие передавать в управление региональным и муниципальным властям объекты энергоснабжения, находящиеся в кризисной ситуации. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Козак вчера на заседании президиума правительства. Речь идет прежде всего о передаче теплоисточников и электроподстанций градообразующих предприятий, на которые зачастую замкнуты муниципальные и жилые объекты, для обеспечения «их рабочего состояния». «До конца сентября правительство заслушает конкретных руководителей субъектов Федерации, где такие факты (по отставанию от графиков по подготовке к зиме) имеют место быть», — добавил г-н Козак. Вопрос поднят накануне отопительного сезона после недавнего обострения ситуации в моногородах, где градообразующие предприятия прекратили работу в условиях кризиса. Например, проблемы с работой объектов жизнеобеспечения, находящихся на балансе предприятий, возникли в Пикалеве (Ленинградская область) и Байкальске (Иркутская область). Нормативные акты предполагают ряд мер как превентивного характера, так и оперативного реагирования, пояснили в пресс-службе Минэнерго. Вмешательство в управление станет более мягкой формой при восстановлении нормального функционирования энергообъектов, в крайнем случае будет ставиться вопрос о передаче прав собственности на него местным властям. Без максимально четкого описания оснований и механизмов вмешательства новые нормы могут привести к появлению лазеек для злоупотреблений со стороны госорганов или третьих лиц, говорит адвокат юридической компании «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Лебедев. Кроме того, наличие неоднозначно трактуемых положений приведет к обесцениванию идеи оперативного вмешательства — судебные тяжбы будут затягивать процесс. Работа должна строиться по принципу внешнего управления, договорные отношения вряд ли возможны — отсутствие добровольного согласия со стороны владельца приведет стороны в суд. Предлагаемые меры помогут более эффективно решать вопросы функционирования ведомственных объектов, с частными компаниями ситуация будет сложнее, отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. Они добавят головной боли местным властям, не испытывающим избытка средств: без гарантий внешнего финансирования муниципалитеты не смогут сами эффективно вмешиваться в процесс при возникновении кризисных ситуаций. Кроме того, неясны механизм и источник компенсаций при отчуждении собственности. Для избежания судебных претензий необходимо будет привлекать независимых оценщиков, полагает г-н Лебедев. Выкуп по рыночной цене вряд ли возможен, добавляет Дмитрий Абзалов.
|